Как в сказке

Что мешает спортивным картинам иметь успех среди неспортивного зрителя? Отсутствие серьезных драматических персонажей и личностей, притягивающих к экрану своей харизмой.

Люди, например, готовы часами напролет смотреть сериалы о работе американского рекламного агентства шестидесятых годов, не зная фактического значения слова «копирайтер». Им действительно важен процесс написания слоганов? Вряд ли. Хороший фильм обладает достаточным уровнем драматургии и увлекательными героями, занятия которых всегда второстепенны. Невысокая популярность (а точнее — качество) фильмов о спорте не в том, что обычному зрителю непонятны переживания и интерес болельщика. Она — в малом количестве реальных героев и драм, из которых можно сделать большую работу.

Англия своего героя нашла, и уже после смерти Брайана Клаф изменил представления о футболе как объекте для художественного произведения.

Начало этому было положено в августе 2006 года, когда английский автор Джереми Пис явил свету книгу «Проклятый Юнайтед», ставшую бестселлером. Пис взял за основу рассказа период работы легендарного менеджера Брайана Клафа в Лидсе, продлившийся всего 44 дня, но сделал это как драматург. Непродолжительное сотрудничество футбольного тренера с ненавистной ему прежде командой показало с разных сторон как Клафа, так и его футболистов. Происходившему были приданы все элементы драмы, и история Брайана на Элланд Роуд зажила отдельной жизнью от его великих успехов в Дерби Каунти и Ноттингем Форест. Кажется, теперь даже более известной.

Книга показалось настолько важной, что в 2009 году на экраны вышел художественный фильм с тем же названием, главную роль в котором исполнил популярный английский актер Майкл Шин. А знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт в своей положительной рецензии похвалил Шина за отличное изображение «современной британской иконы». Это было самым важным: Клаф, очень известный и при жизни, после стал «иконой» — культурным явлением, личностью, разбор которой был важен без привязки к игре в мяч.

Он стал именно тем, о ком можно снимать хорошие «спортивные фильмы» — долгожданным драматическим героем, притягивающим к экрану своей харизмой.

В конце 2015 года двукратный победитель Кубка чемпионов вернулся на экраны, теперь уже в документальной ленте «Я верю в чудеса» режиссера Джони Оуэна. Фильм попал в широкий прокат и получил немалое внимание британской прессы, самая восторженная из которой провозгласила его «лучшей футбольной картиной всех времен». В жанре документалистики она действительно близка к этому статусу. Картину Оуэна можно назвать «идеальной». В течение одного часа и сорока минут мы получаем самую живую и честную историю сказочного восхождения клуба Ноттингем Форест под руководством гениального менеджера Клафа.

«Эта история хорошо известна», — говорят в подобных случаях, но этот подходит не до конца. Конечно, это не откровение для футбольного зрителя: во второй половине семидесятых годов Клаф и его помощник Питер Тейлор подняли скромный Ноттингем с 13-й позиции второго дивизиона в элиту. С первой попытки сделали чемпионами Англии. А затем добавили к этому две подряд победы в Кубке европейских чемпионов. Оценить масштаб этого достижения не получится никогда – оно слишком напоминает сказку. Наверное, именно поэтому о подробностях происходившего знают так мало. И достоинство «Я верю в чудеса» не только художественное, но и просветительское. Спустя почти сорок лет этот фильм дает шанс познакомиться с теми людьми, которые писали историю вместе с Клафом. Джон Робертсон, Мартин О`Нил, Питер Шилтон, Джон Макговерн, Тревор Фрэнсис, Кенни Бернс и другие делятся перед камерой своими воспоминаниями, воссоздавая картину той сказки сквозь короткие и всегда смешные истории. Клаф и Тейлор разговаривают со зрителем посредством интервью тех лет, а документальная хроника сопровождается актуальной музыкой конца семидесятых.

Главный секрет не раскрывают и футболисты. Из их слов можно сделать вывод, что Клаф «делал нас лучше, говоря очевидные вещи». «Харизма», «харизма», «харизма» — повторяет почти каждый из них, вспоминая, как менеджер подчинял себе человека, «словно премьер-министр». Он наверняка немало понимал в тактике, но ей нет места на экране, где творятся чудеса. Вместе с фильмом в Англии вышла одноименная книга журналиста Даниэла Тейлора. Жозе Моуринью, написавший к ней предисловие, восторгается, но в нужный момент делает паузу: «Наивно полагать, что такие феноменальные результаты были достигнуты только за счет харизмы. За этим также стояли огромные тренерские знания».

Фильм этот нюанс опускает — и делает правильно. Здесь все происходит само собой: футболисты встречают Клафа, становятся лучше и творят историю. Поверить в то, что это было возможно, не становится легче с финальными титрами: закончилась не документальная история, а сказка. Драматичной фигуре Брайана Клафа будут посвящены другие работы, но полтора часа «Я верю в чудеса» — это веселое, душевное и искреннее напоминание о том, что сделало этого тренера современной британской иконой.

Иван Громиков, Sport Arena

Добавить комментарий
Сейчас обсуждают
Войдите, используя аккаунт
социальных сетей:
Или аккаунт Sportarena
Регистрация на Sportarena
Восстановление пароля на Sportarena
Спасибо за регистрацию!

На ваш e-mail отправлено письмо с логином и паролем чтобы вы их не забыли.
Мы отправили письмо на ваш e-mail с логином и паролем. Проверьте свой почтовый ящик, пожалуйста.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?