
Александр Зинченко, psv.nl
Дарья Мещерякова, специально для Sport Arena
«Эйндховен – город небольшой, но стадион всегда заполнен», – первым делом сказал полузащитник ПСВ и сборной Украины Александр Зинченко.
Два месяца назад 19-летний футболист приехал в Нидерланды, где выступает на правах аренды. Еще до его приезда фанаты ПСВ были в восторге от пополнения в команде, называя украинца новым Месси.
За два месяца местные любители футбола успели полюбить Зинченко еще больше, несмотря на то, что пока он выходит лишь на замену. То ли потому, что дело было у стадиона, то ли общественность действительно так интересуется футболом, но из десяти человек только один не знал, кто же такой этот Александр Зинченко. Как оказалось, это был не местный житель, а турист. «Он талант», – сказал один из остановленных мной эйндховенцев. «Мы ждем, когда Коку будет доверять ему больше», – добавил другой. Вот и мы тоже ждем.
Мы встретились в итальянском ресторане. Саша ничего не ел, ведь на следующий день его ждала игра на выезде. Хозяин ресторана постоянно подходил и пытался накормить Зинченко. «Накануне игры – никакого мяса, – говорил он. – Потому что оно остается в мышцах еще два дня. Зато паста – отличный выбор! Кушай давай. Мальдини и Буффон едят пасту за день до игры!»

– Саша, уже два месяца ты живешь в Нидерландах. Что тебя здесь удивляет больше всего?
– Сразу бросается в глаза огромное количество велосипедистов. Их, наверное, еще больше, чем машин. Остальное все, как и в любом городе Европы – чистота и порядок, везде видно дисциплину. Они все держат под контролем.
– В Эйндховене очень большая украинская диаспора, есть даже украинская школа. Местные украинцы поддерживают тебя?
– Первый раз слышу. Надо будет обязательно навестить школу, потому что украинцы должны всегда держаться вместе в любой точке мира. Конечно, всегда нужно своим помогать.
– С кем успел подружиться за это время?
– Ребята в клубе молодые, поэтому я со всеми без исключения нахожу общий язык. Встретил одного знакомого, он из Львова, но живет здесь более 15 лет. Он мне во всем помогает – рассказывает, показывает, объясняет. Познакомились мы совершенно случайно. Я нашел здесь отличное место для индивидуальных тренировок, полей-то тут очень много хороших. Мой агент, который часто ко мне сюда приезжает, познакомился с людьми, заведующими этими полями. Они разговорились. Нам сказали прийти во вторник в восемь часов вечера, когда там собираются многие любители футбола. Это мистика, но среди них оказался и этот львовянин. А мой агент же учился и жил долго во Львове. Вот так и сдружились.
– За этот год в твоей жизни произошло много перемен – сборная Украины, Манчестер, теперь вот Эйндховен. Насколько тяжело тебе осваиваться в новой среде?
– Наоборот, я отдыхаю от всего тут. Единственная преграда – язык. К счастью, на бытовом уровне английский у меня неплохой, но подучить еще нужно. Я же не маленький, что меня нужно за руку везде водить. Привыкаю ко всему и схожусь с новыми людьми быстро.

– В клубе же говорят по-голландски. Как происходит твоя коммуникация с тренером?
– Да, вся теория проходит на голландском, но если хотят сказать что-то лично мне, то переходят на английский.
– Многие клубы организовывают для иностранцев языковые уроки. Разве в ПСВ такого нет?
– Нет, но в будущем я бы хотел себе нанять учителя английского языка. Нужно учиться. Вот в Манчестере я с утра и до позднего вечера находился в языковой среде. Это шло мне на пользу. Здесь между собой говорят все на голландском, потому стало сложнее, но хорошо, что все вокруг знают английский.
– Что знаешь на голландском?
– Самые обычные слова. Например, спасибо – dankjewel, друг – maat. Когда говорят на поле «один», то есть поработай с мячом один – это een, назад – kaats. Я боюсь представить, как я буду учить голландскую грамматику.
– Покинув Манчестера, оставил ли там друзей, которые тебе пишут или даже навещают?
– Да нет. Я же провел там не так много времени, чтобы обзавестись такими близкими друзьями. Иногда переписываемся, но не более.
– Как думаешь, сможешь вернуться в Ман Сити?
– Да, хочется вернуться и закрепиться там, но сейчас я хочу, чтобы ПСВ стал чемпионом. Индивидуальные успехи выходят на второй план. Я люблю трудности. Чем сложнее дается победа, тем слаще ее вкус.
– Вообще приезжали гости в Эйндховен?
– Родители были недельку. В основном приезжает мой агент Анатолий. Он не просто агент, но и друг, дядя и третий отец. С ним мне намного легче. Вот побыв один чуть более двух недель, скажу, что тяжело мне было психологически.

– Сейчас много украинских футболистов перебрались в Европу и живут недалеко от тебя – Коноплянка в Гельзенкирхене, Федецкий – в Дармштадте, Тотовицкий – в Кортрейке, Малиновский – в Генке. Не наведываетесь друг к другу?
– Нет-нет. Контакты есть, но общаемся мы только в сборной.
– После двух месяцев работы с главным тренером ПСВ Филлипом Коку как ты можешь его описать?
– Сложно мне описать его полностью, поскольку я многого не понимаю. Не зная голландского, я все равно вижу, насколько он интеллигентный человек. Он может долго и спокойно объяснять каждому. Нет вспыльчивости и нервозности у него, чем иногда страдают украинские тренера.
– Первый месяц в ПСВ прошел не так, как ты того б хотел. Было много слухов насчет твоего длительного отсутствия в стартовом составе. В чем же все-таки была причина?
– Я получил в сборной небольшую травму, которая не позволяла мне играть на 100%. Тогда я травмировал связки колена, а по приезде сюда еще и дернул мышцу. Вот мы и решили с руководством клуба взять паузу для восстановления.
– Эта ситуация давила на тебя психологически?
– Конечно. Когда у любого спортсмена травма, всегда непросто это переживаешь. Не столько от боли, сколько от ожидания. Сидя на трибуне, я постоянно думал: «Скорее бы сыграть».
– И этот момент наконец настал 2 октября в матче против Херенвена. Какие были мысли?
– Хотелось все и сразу! К сожалению, команда тогда сыграла вничью. Тут тренерский штаб решает, сколько времени мне давать играть, и это не обсуждается.
– ПСВ сейчас переживает кризис и на прошлой неделе тренировка даже началась на 45 минут позже из-за того, что Коку собрал всех игроков на разговор. О чем шла речь?
– Это останется внутри команды. Могу сказать только в общих чертах: мы обсуждали, как нужно выходить из кризиса и что поменять в игре. Каждый высказал свое мнение, и мы пришли к общему знаменателю. Надеюсь, все поправится. У любой команды, как и у каждого человека, бывают спады. Верю, что скоро мы преодолеем этот кризис.

– В чем причина неудачного старта для ПСВ по-твоему?
– Глобальной проблемы я не вижу. Может, цепь ошибок. Тренировочный процесс идет отлично – хороший уровень, скорость, интенсивность.
– Со всех сторон утверждают, что сейчас именно то время, когда тебе нужно забивать, чтобы показать себя. Думаешь ли ты часто о дебютном голе?
– Точный вопрос, потому что такие мысли есть. Гол сейчас очень нужен, но я не зацикливаюсь на этом. Главное, чтобы команда победила. Я в свое время растранжирил свои голевые моменты. Ну, кто тут виноват. Так бывает. Хорошо, что эти моменты есть. Все нужно анализировать, чтобы в будущем это исправить. Мне многие говорят, что я сильно стараюсь забить. Это просто желание играть в футбол, потому что я не помню уже, когда проводил на поле все 90 минут.
– На голландском ТВ футбольные эксперты порой упрекали тебя в эгоизме.
– Со стороны виднее. Тем более они эксперты. Для меня лично голевая передача в какой-то степени даже важнее гола.
– У тебя изменилось мнение о голландском чемпионате за эти два месяца?
– Не успел я еще насытиться этим футболом. Сложно делать мне пока выводы. Отмечу всегда полные стадионы, сумасшедшую поддержку, отличные поля, красивую футбольную картинку.
– Какой у тебя распорядок дня?
– Каждый день один и тот же: подъем, завтрак, тренировка, обед, тренировка, потом еду домой немного отдохнуть. Если вторая тренировка интенсивная, то остаюсь дома восстанавливаться, если нет – еду на свою точку и оттачиваю недостатки.
– Какой матч запомнился больше всего?
– Домашняя игра против Эраклеса. Мы сыграли 1:1, у меня было три момента, но я не забил. Мне эти моменты до сих пор снятся.

– Чувствуешь себя популярным в Эйндховене?
– Город очень компактный. Иногда люди узнают, но популярным назвать себя сложно. Мне всегда в радость с кем-то пообщаться и сфотографироваться. Иногда к нам на тренировки на базе столько людей приходит, сколько в Украине или России на матче не бывает, а база находится в лесу. После матча болельщики ждут всех постоянно. Меня это радует. В городе очень любят футбол.
Здесь Саша немного поскромничал. Хозяин ресторана, в котором и состоялось интервью, колоритный итальянец не уставал напоминать всем посетителям, чтобы они обратили внимание на игрока ПСВ. Когда Зинченко уходил из ресторана, один парень не выдержал, слегка волнуясь, подошел, чтобы сделать фото.
– Нидерланды – страна небольшая. Вы вряд ли летаете на каждый матч на самолете.
– В России вылетали всегда за день до игры и ночевали в том городе. Здесь едем на автобусе в день матча. Если ехать 2-2,5 часа, выезжаем рано утром. Там уже обедаем и спим 2-3 часа. Летал я пока только на Лигу чемпионов в Ростов и Мюнхен.
– В Ростове помнили тебя болельщики?
– Да, меня это очень удивило, потому это был всего мой третий визит в Ростов. Было безумно приятно. Приходили мои знакомые и друзья.
– Был ли какой-то подарок от фанатов, который тебе больше всего запомнился?
– В Украине дарили, когда я приезжал в сборную. Девушка одна нарисовала мой портрет. Здорово получилось, мне понравилось.
– В Европе все очень близко. Успел уже куда-то съездить?
– Был в Амстердаме и Брюсселе. В следующий раз поеду снова в Бельгию. Не помню название города, но мне сказали, что там очень красиво. Советовали еще побывать в Брюгге.
Добавьте «sportarena.com» в свои избранные источники Google News (просто нажмите звездочку)
Источник: Sportarena.com