
football.ua
Навскидку, в матче Динамо – Бешикташ турок поддерживало порядка 5-6 тысяч болельщиков. Если бы вся эта толпа захотела прорваться куда-либо, то их не остановили бы ни КОРДовцы (укр. — Корпус Оперативно-Раптової Дії, считай — экс-беркут), ни стюарды, ни кто-либо другой. Ощущение было, что вернулся во времена Евромайдана. Туда, в январь 2014-го, на Грушевского, поближе к стадиону Динамо.
В общем, к возможным «замесам» организаторы матча (УЕФА) подготовились основательно. Уже за два часа до матча Олимпийский был окружен плотным кольцом полицейских в полном обмундировании, шлемах и при дубинках, а метрах в 20-ти от турникетов были установлены заградительные щиты. В промежутках между этими щитами каждого тщательно обыскивали в поисках непонятно чего. И тщательно – понятие растяжимое. Люди в черном, например, начали интересоваться, зачем мне термочашка на футболе (зима на улице, как бы, температура в минусе), но в то же время их совершенно не смутил перочинный нож в кармане другого журналиста, который они даже не обнаружили. Но к полицейским вернемся чуть позже.
Матч вызвал небывалый ажиотаж со стороны гостей, а в турецкую делегацию вошло больше 40 журналистов. Впервые, наверное, за много-много лет такое число более-менее сопоставимо с динамовскими цифрами, ведь на свои европейские выезды киевляне возят по 50-60 человек, чем вызывают шок у принимающей команды. В общем, в пресс-центре яблоку негде было упасть еще задолго до начала встречи.
Еще на подступах к стадиону уже вовсю обсуждались драки и понажовщина, которую устроили в Киеве болельщики и недавние инциденты возле ТЦ «Гулливер» на Дворце Спорта. Говорили даже о десятках пострадавших. Чтобы избежать стычек возле НСК, львиную долю болельщиков Бешикташа полиция завела на стадион через верхний вход (через улицу Димитрова). Таким образом, они попадали прямо на гостевой сектор. В принципе, о драках на НСК ничего нигде не сказано, так что можно сказать, что перед матчем этого удалось избежать.
И все же подниматься на трибуну для медиа было чуть страшно. Те, кто уже успели сходить на трибуну и вернулись в пресс-центр, рассказывали о небывалых полчищах турецких фанов, заполонивших пространство возле сектора прессы (72-й сектор). Атмосфера была накалена. Это был тот случай, когда две группировки болельщиков (Динамо и Бешикташа) хотели не столько подраться, сколько буквально порезать друг друга. И если в начале тайма ложа прессы была более-менее заполнена, как и соседний сектор с украинскими болельщиками, то после перерыва основная часть зрителей переместилась на другую половину стадиона, поближе к фан-сектору Динамо и подальше от турок. Что касается журналистов, то после перерыва на трибунах нас осталось не более трети от общего количества. Остальные грелись в безопасности в пресс-центре.

Матч начался где-то за час до стартового свистка. Номинально, турецкие болельщики должны были располагаться на нижнем ярусе у сектора гостей, а также прямо над ним на втором ярусе. На деле же почти все турки пошли на второй ярус и, пользуясь случаем, перемещались левее до тех пор, пока не уперлись в сектор медиа. Так они и оказались рядом с журналистами. Единственным, что отделяло эту толпу от СМИ (украинских и турецких), был ряд стюардов, но надежды на них было мало.
Если вы гуляли по Киеву или другим городам и в какой-то момент чувствовали, что под вами проезжает поезд метро, то примерно такие же ощущения были у журналистов на трибунах НСК в первом тайме. Бетон под ногами буквально ходил ходуном. Повторюсь, если в Турции это – нормально и в порядке вещей, то в Украине к такому не привыкли. Не то, чтобы журналисты были неженками или что-то в этом роде, но внутренний голос все чаще шептал брать ноги в руки и уходить с трибун ради собственной же безопасности. Конфликт назревал, это чувствовалось.
Все началось с песен, шумовых петард и файеров. Чуть позже в ход пошли стулья и все, что попадалось под руки. В перерыве, ворвавшись на верхние ряды медиа трибуны, турки танцевали на столах для прессы, вырывали с корнями удлинители и интернет-провода. В общем, все, что можно было оторвать или сломать, было для них чем-то вроде красной тряпки для быка. Стадо.
Еще перед началом матча, рассматривая турецких болельщиков, их поведение и расположение, я пришел к выводу, что будет чудом, если кто-то из них не свалится со второго яруса вниз. Как оказалось, чуда не случилось. Один или два турка, точных сведений пока нет, полетели вниз. К счастью, оба выжили. Кое-кто из фотографов даже успел заснять момент, когда одного из пострадавших погрузили на тележку и везли в карету скорой.
Файеры и петарды, а также сожженные розы Динамо, турки, естественно, скидывали со второго яруса на первый, где сидели гости, ВИП-болельщики и дети. И вот то, что не пострадал никто из находившихся на первом ярусе, действительно является чудом.
Видео: Беспорядки на матче Динамо — Бешикташ
Минуте эдак на 43-й шумовая петарда прилетела к турецким комментаторам и взорвалась буквально у тех под ногами. В перерыве файеры и стулья летали сначала над головами журналистов, а затем и в самих журналистов. Многим коллегам приходилось максимально быстро собираться и буквально убегать со своих мест, чтобы случайный стул не прилетел в голову или куда-то еще. Благо, тут обошлось без травм и наши все живы-здоровы. Турки же говорили, что кто-то из их делегации таки травмировался.
Основные действия развивались уже в перерыве. Сложно сказать, что именно стало искрой, которая разожгла этот костер, но скорее всего – счет. Нетрудно было понять, даже не зная турецкого, что тебя оскорбляют и кроют отборным матом на местный лад. Причем оскорбляли и журналистов, и болельщиков. В какой-то момент даже показалось, что поддерживать свою команду, подняв вверх средний палец – многолетняя традиция болельщиков Бешикташа.

Итак, начался замес. Буквально после свистка турки стали прорываться через цепочку из стюардов и нападать на все, что движется. Украинские болельщики – тоже не ангелы и сами же заводили эту толпу, провоцируя и зазывая к себе. И турки таки прорвались. Это была первая «атака» с их стороны, а все происходило на верхних рядах ложи прессы. В общем, потолкались немного и начали расходиться. Стюардам удалось оттеснить турок обратно на 74-й сектор, но не тут-то было.
Дальше слова украинского журналиста:
«Один из наших болельщиков снял ремень с увесистой металлической пряжкой, подбежал к заграждению со стюардами и, перевесившись, зарядил по лицу кому-то из гостевого сектора. И тут же этот «герой» стал отмечать свой успех показательным танцем. Турки этого не стерпели и пошли в атаку во второй раз».
И снова – без пострадавших. Даже как-то удивительно. Ну, кроме турка, получившего пряжкой по лицу, разумеется.
Тем временем, на последних минутах перерыва, тем из журналистов, кто все же успел покинуть свой сектор до замеса, предстояло прорываться обратно на медиа трибуну. И сделать это было намного более проблематично, чем уйти оттуда.
Для начала многие просто не знали, что именно происходило на трибунах в перерыве, поэтому тот факт, что КОРДовцы перекрыли подъем на второй ярус, стал довольно неожиданным как для журналистов, так и для самих полицейских. Люди в черном банально не понимали, что им делать с журналистами, потому что «от старшего поступили команда никого не впускать на трибуны». Почему – объяснить они не могли. После пары минут пререканий на авансцену вышел сам «старший», махнул рукой и сказал пропустить нас, чтобы «мы не портили ему нервы». WTF, подумал я, но, вспомнив о синдроме вахтера, пошел дальше. Следующей преградой стали стюарды. Диалог был примерно таким же, что и с полицейскими, но на этот раз «старший» не пришел.
По-хорошему, стюарды и полицейские перекрыли все входы и выходы на пресс-ложу, но не более того. Недолго думая, было принято решение обойти все преграды через «опасный, турецкий сектор», где на проходе не было никого, даже стюардов. Спокойно зайдя на сектор и пройдя по рядам до своих мест, не встретив при этом никакого сопротивления, удалось добраться до своих мест. Шла 52-я минута матча.
Где-то к 70-й минуте, помимо взрывов петард, было слышно, как на соседнем секторе ломают сидения. К шестому голу Динамо на трибунах оставалась где-то треть всех болельщиков Бешикташа, в то время как остальные уже тянулись к выходу. На удивление, разочарованные турки были куда менее агрессивными, чем перед матчем, поэтому особых эксцессов больше замечено не было.
На послематчевой пресс-конференции турецкие журналисты атаковали Сергея Реброва вопросами о болельщиках Динамо и провокациях с их стороны, но тренер довольно корректно ответил. В то же время с Шенолом Гюнешом они обсуждали пенальти на Гонсалесе, а когда тренер отвечал на такой вопрос, снова интересовались, был ли пенальти на Гонсалесе.
На мой же вопрос о том, не стыдно ли ему за собственных болельщиков, за файеры, петарды и стулья, сброшенные на головы людей, Гюнеш посоветовал смотреть не на трибуны, а на поле, на несправедливый пенальти.
Хотелось бы посмотреть на тренера Бешикташа в подобной ситуации. Представляете, его бьют сломанным стулом по голове, а он, не отвлекаясь, смотрит на поле и руководит командой. Или тычут горящим файером в лицо, но стойкому Шенолу Гюнешу все нипочем.
Добавьте «sportarena.com» в свои избранные источники Google News (просто нажмите звездочку)
Источник: Sportarena.com