Sportarena

Клубные чемпионаты мира: гордость Блаттера, горе Вильи

Sport Arena реагирует на приближающийся клубный чемпионат мира текстом об истории этого странного турнира.

Клубные чемпионаты мира: гордость Блаттера, горе Вильи - Футбол

Зепп Блаттер, Getty Images

Больше сорока лет главным клубным турниром для участников разных материков был Межконтинентальный кубок, сталкивавший сильнейшие команды Европы и Южной Америки. У него был статус (победы Сантоса Пеле или Реала Ди Стефано были весомым поводом считать эти команды лучшими в мире), бэкграунд (участие всех сильнейших игроков с самых первых розыгрышей), философия (Европа против Южной Америки – вечный спор за футбольную корону) и все остальное, что требовалось достойному состязанию. Отсутствие у сильнейших команд Африки, Азии, Океании шансов даже на участие почти все это время выглядело логичным: не доросли, да и добираться в одну точку мира ради двухнедельного турнира таким командам было слишком накладно.

Но в самом конце прошлого века идеей плотно занялась ФИФА. Несмотря на Межконтинентальный кубок, который и не думал уходить в тень, Зепп Блаттер наметил создание турнира, теоретический шанс на победу в котором будет иметь любая команда мира. Вдохнуть жизнь в новое детище ФИФА решило в символический год: старт турнира был намечен на 5 января 2000-го. И это, кстати, обусловило свои сложности: поскольку несколько континентальных турниров проходили по системе весна-осень и закончились слишком незадолго до ЧМ, от той же Азии на турнир приехал победитель еще 1998 года.

Призовой фонд дебютного мундиаля составил 28 миллионов долларов, шесть из которых доставались победителю (и даже невышедшие из группы получали по 2,5 миллиона). Клубный ЧМ согласилась проводить сама Бразилия, предоставившая под матчи даже Маракану. Список участников определился просто: две группы по четыре команды в каждой, каждая континентальная федерация может делегировать одну команду. Чтобы довести количество участников до ровного счета, ФИФА позвала победителя Межконтиненталки-98 (ее выиграл мадридский Реал), а также разрешила участвовать двум клубам от хозяев (им стал Коринтианс, чемпион Бразилии опять-таки 1998 года).

Утомленные треблом

Даже дети знают, что Манчестер Юнайтед в 1999 году выиграл три трофея: Лигу чемпионов, чемпионат Англии и национальный Кубок. Ликование, величайший пик в истории клуба… и невероятно перегруженный календарь на следующий сезон. Давайте посчитаем турниры, в которых должен был принять участие МЮ: чемпионат, Кубок Англии, Кубок английской Лиги, Суперкубок УЕФА, Суперкубок Англии, Межконтинентальный Кубок – и новое чудо-соревнование в Бразилии как минимум из трех матчей.

Легендарный Мартин Эдвардс (именно он в свое время принял решение пригласить Алекса Фергюсона и не увольнять его после первых неудач) вооружился бритвой Оккама и принял решение отказаться от одного из трофеев. Им совершенно неожиданно стал Кубок Англии, окруженный в Англии почти религиозным почтением. МЮ смог выиграть и чемпионат, и Межконтиненталку (кроме Красных дьяволов, этот трофей так и не взял ни один британский клуб), но защищать древнейший турнир в истории просто не стал. Говорят, что это стало одной из причин скорой отставки Эдвардса и его замены на Роя Гарднера.

Фото – Daily Mail
Камбеки-99 – это не только МЮ

Пока клубы из одних регионов выбирали, какой трофей выигрывать на этот раз, другие думали, как вообще определить достойнейшего участника. В Океании ранее континентальный трофей разыгрывался только раз, в далеком 1987-м, а для участия был необходим победитель честного спортивного состязания. Как следствие, в сентябре 1999-го на Фиджи был проведен турнир для девяти команд. Помимо представителей Австралии, Новой Зеландии и страны-хозяйки, до островов добрались представители Таити, Тонга, Вануату, Самоа, Соломоновых Островов и Американского Самоа.

В каждой из групп нашлось по одному мальчику для битья. Представитель Тонга Лотоха’апаи проиграл свои матчи 0:10 и 0:16, самоанский Киви уступил 0:13 и 1:14, а клуб из Американского Самоа закончил группу с разницей 2-24. Более того, именно эти разносы аматоров и предопределили состав плей-офф: поскольку в первых двух группах “гранды” сыграли между собой вничью, победа вануатского Тафеа в 10 мячей оказалась недостаточно крупной.

Встречу двух “титанов” региона сорвала сенсационная победа фиджийского Нади над новозеландским Сентрал Юнайтед. В итоге клуб Саут Мельбурн одержал в плей-офф две крупные победы: 3:0 в полуфинале и 5:1 в решающей игре. Единственной сложной игрой стала как раз встреча в группе. В ситуации, когда австралийцев не устраивала даже ничья, они уступали до последних минут – и только в последнюю пятиминутку смогли забить два мяча!

Халиф на час

Наверное, что-то подобное на описанное в предыдущем пункте подразумевают боссы ФИФА, когда говорят о развитии футбола в регионах. Представитель же от Азии вляпался просто в анекдотичную историю. Континент делегировал клуб Аль-Наср, выигравший местный Кубок кубков – а решающий гол в финале за них забил арендованный на три недели (!) Христо Стоичков. Перед мундиалем представители клуба попытались подписать другую экс-легенду Барселоны: Ромарио мало того, что тогда забивал около гола за игру, так еще и представлял конкурента по турниру – недавно выигравший Копа Либертадорес Васку да Гама.

Голденбой на нефтедоллары не купился, и на турнире, как это обычно бывает, победили те, кому было просто больше надо. МЮ даже не вышел из группы, Аль-Наср с Мельбурном, естественно, тоже, а финал турнира вышел бразильским. Мадридский Реал не завоевал даже бронзовые медали, уступив в серии пенальти мексиканской Некаксе. В решающей игре Коринтианс по пенальти победил Васку, а тройку лучших игроков турира составили Эдилсон, Эдмундо и Ромарио.

Фото – Fifa.com
Фото – Fifa.com

Гора родила мышь

Коммерческие итоги турнира были неутешительны. Для бразильцев турнир вышел праздничным во всех смыслах, но другие команды особого внимания не привлекли. Дико звучит, но идущий за очередной победой в ЛЧ Реал (Рауль, Йерро, Роберто Карлос, Редондо, Карамбе) собрал в матче открытия турнира аудиторию всего в 12 тысяч человек. А когда на групповом этапе сошлись Мельбурн и Некакса, Маракану (!) посетили всего 5 тысяч человек. С полной уверенностью можно утверждать, что без участия бразильских клубов главный стадион страны зиял бы пустотами и на финале.

Неудивительно, что запланированный на лето 2001-го мундиаль не состоялся. Блаттер объяснял это накладкой на квалификационные раунды Лиги чемпионов, но гораздо более весомой причиной выглядит отказ компании ISL спонсировать турнир. Клубный чемпионат мира взял паузу на четыре года.

Дом, милый дом

Продавить свою идею Блаттеру удалось, только убрав конкурента как такового. ФИФА, УЕФА и КОМНЕБОЛ договорились о “слиянии” двух турниров и создании чемпионата мира для шести команд – по одной от каждого континента. Теперь он разыгрывался по кубковой системе: представители Европы и Южной Америки начинали с полуфиналов, тогда как четыре менее развитых континента играли четвертьфиналы. Минимум три игры превратились для сильнейших клубов мира в максимум две – такую нагрузку уже проще было вписать в календарь, особенно когда она гарантировала несколько миллионов долларов.

Успехом для клубного ЧМ стало обретение опробованной домашней площадки. Все розыгрыши Межконтиненталки с 1980 года и до самого конца проходили в Японии, и местная публика привыкла раз в год наблюдать за поединками сильнейших команд Европы и Южной Америки. Там же изначально и должны были проходить все мундиали – японская публика спокойно восприняла появление массовки. На матчи с участием мировых грандов приходили не менее 30 тысяч человек, и даже матч Аль-Иттихад – Депортиво Саприсса встретил аудиторию в 46 543 зрителя.

На дебютном для нового места розыгрыше повезло и с сюжетом решающей игры: Сан-Паулу, переживающий лучшие времена в своей истории, столкнулся с совершившим стамбульское чудо Ливерпулем. Исход матча предопределил гол поигравшего потом в Германии Минейро, но главными героями финала стали другие личности. Голкипер Рожерио Сени не забивал в финале, но отметился фантастической игрой на линии – в частности, голливудским сейвом после штрафного Стивена Джеррарда:

Покупка родословной

Когда истории нет, ее надо придумать – лайфхак для целых стран, не то что для какого-то турнира. В 2007 году ФИФА официально признала первым клубным чемпионатом мира соревнование… 1951 года. Это был так называемый Кубок Рио: межсезонный турнир, собравший под крылом чемпионов Франции (Ницца), Италии (Ювентус), Югославии (Црвена Звезда), Португалии (Спортинг), Австрии (Аустрия), Уругвая (Насьональ) и двух ведущих бразильских штатов (Палмейрас и Васку да Гама). Таким образом, клубный ЧМ формально получил историю большую, чем Межконтиненталка – а также ЛЧ, Копа Либертадорес, Кубок УЕФА и многие другие турниры – а Палмейрас нежданно-негаданно получил титул первого клубного чемпиона планеты.

(Интересно, почему с таким подходом ФИФА не замахнулась на еще более древние времена. Первый турнир с претензией на мировое первенство – и, что важно, словами “World Championship” в названии – был проведен еще в 1887 году. Победитель Кубка Шотландии Хиберниан обыграл полуфиналиста Кубка (и победителя первых двух чемпионатов) Англии Престон. В дальнейшем подобный “чемпионат мира” был проведен еще трижды, подарив исторические трофеи Рентону, Хартс и Сандерленду.)

Гастроли

Со временем турнир стал разрастаться в количестве участников. Когда участников было только двое, японские клубы и мечтать не смели об участии в турнире великих – когда же в Токио стали приезжать представители ОАЭ и Новой Зеландии, их претензии стали вполне резонными. Уже с 2007-го хозяева ЧМ получили квоту – и, что забавно, в ближайшие два года она оказывалась полезной вовсе не для японцев. Представители Страны Восходящего Солнца и так выигрывали Кубок чемпионов Азии, так что их путевка доставалась серебряным призерам турнира: сначала иранскому Сепахану, потом Аделаиде Юнайтед.

Ну а вскоре сам чемпионат мира начал ездить по странам и континентам. В 2009-10 годах чемпионам континентов пришлось ездить в ОАЭ, в 2013-14 – в Марокко. И если в первых двух случаях арабский клуб терпел уверенное поражение от первого же приличного соперника (представителей Новой Зеландии, Южной Кореи), то Раджа Касабланка с ходу преподнесла настоящую сенсацию, выбив в полуфинале сам Атлетико Минейро! Это был лишь второй случай в истории турнира, когда финал состоял не из представителей Европы и Южной Америки – еще в 2010-м африканский Мазембе выбил Интернасьонал. Европейские же клубы после казуса 2000-го выходят в финал постоянно.

Трагедия Давида Вильи

Любой врач скажет, что сверхдальние перелеты вроде “из Барселоны в Токио, через 10 дней обратно” изнурительно действуют на физическую форму спортсмена. Практически каждый как минимум европейский представитель на клубном ЧМ в ближайшие недели после турнира получает полный лазарет из-за мышечных травм. В связи с этим командам из зоны УЕФА было бы резонно поддерживать проведение турнира поближе к себе (да хотя бы в том же Марокко), но охотников проводить мундиаль с каждым годом все меньше. К примеру, в праве проводить ближайший турнир с Японией конкурировала только Индия, но и она отозвала заявку еще два года назад.

Мундиаль-2011 продемонстрировал, как подобный турир может изменить не форму, а всю карьеру спортсмена. Давид Вилья, феноменально отыгравший на победных для его команд Лиге чемпионов и нормальном чемпионате мира, в проходной игре с Аль-Саддом сломал ногу. Ему только-только исполнилось 30, и до злосчастной травмы карьера Эль Гуахе только расцветала красками. В дальнейшем, увы, она шла только на спад: форвард после восстановления не смог выйти на тот же уровень результативности, и Барса приобрела на его место Санчеса, а потом и Неймара. Который, кстати, в составе Сантоса на том же турнире потерпел поражение от Барсы 0:4.

Месси против Сабельи

К сожалению, из дюжины финалов клубного ЧМ только в двух оба соперинка смогли отметиться хотя бы одним голом. И если в 2007-м Милан даже с легендарной Бокой Хуниорс не столько играл, сколько резвился (еще бы, с полузащитой Гаттузо – Амброзини – Пирло – Зеедорф – Кака), то Барса в 2009-м встретила неожиданно мощное сопротивление. Атака, сносившая с лица земли лучшие команды Европы, не могла пробить оборону Эстудиантеса, который в первом тайме еще и открыл счет. Только в самой концовке второго тайма Педро перевел игру в овертайм, а там уже Барса смогла дожать соперника. Именно за подобные перфомансы выдающийся методист Алехандро Сабелья в 2011-м получил приглашение в сборную Аргентины.

Иногда они возвращаются

Уже ко второму розыгрышу турнира легендарный форвард МЮ Дуайт Йорк смог добиться уникального достижения. Сезон-2005/06 тринидадец встретил в Сиднее – денег и трофеев у него уже было на зависть многим, а новых ощущений хотелось. Так вышло, что именно ФК Сидней выиграл в предыдущем сезоне океанскую ЛЧ, а это значило, что Йорк смог сыграть на втором для себя чемпионате мира (и заодно подготовиться к третьему, уже на уровне сборных). Поразив в матче за пятое место ворота Аль-Ахли, Йорк стал первым футболистом, который забивал в этом турнире за две разные команды. Еще в 2000-м он смог отличиться за Красных дьяволов.

a-league.com.au
a-league.com.au

До сих пор людей, вошедших в историю таким образом, всего двое, и второй – легендарный Роналдиньо. Оба участия его команд в клубных ЧМ не назовешь удачными: в 2006-м Барса бесславно проиграла финал Интернасьоналю, а семь лет спустя Атлетико Минейро вообще не дошел до финального матча. Ронни, впрочем, ругать было не за что: в составе Блаугранас он забил Америке и получил Бронзовый мяч турнира, а как игрок бразильского гранда с двумя голами вообще стал одним из лучших бомбардиров турнира.

Стоило Зеппу Блаттеру отойти от дел, как новая власть ФИФА стала планировать кардинальные реформы клубного чемпионата мира. По этому турниру сложно будет скучать, но по крайней мере это хороший повод его напоследок увидеть.


Ставки на спорт от лучших букмекеров, регистрируйтесь и забирайте бонусы.

Источник: Sportarena.com

Рейтинг записи: 12345


Рейтинг букмекеров
#букмекерописаниебонусоценкасайт
1 Фаворит обзор 10 000₴ + 300 FS
5
РЕГИСТРАЦИЯ
2 Vbet обзор до 150 000₴ + 500 FS
4.7
РЕГИСТРАЦИЯ
Или аккаунт Sportarena