Sportarena

Два Эскобара

Подписаться на блог
Два Эскобара
Четверть века прошло...

«Футбол это воплощение всего самого прекрасного, что есть в жизни. В нем есть все — волшебство, романтика, некая тайна и даже война. Только в футболе, в отличии от жизни, никто не умирает».

Андрес Эскобар

Андрес Эскобар Сальдарриага и Пабло Эмилио Эскобар Гавирриа. Две личности, связанные друг с другом не только общей фамилией, олицетворяющие собой колумбийский футбол девяностых, уродливый и в то же время красивый. Искренний и одновременно продажный. Жизнерадостный и убийственный.

Для медельинской бедноты один из самых известных преступников ХХ века был неоспоримым кумиром, эдаким современным Робин Гудом. Он строил для них больницы и церкви, приюты и футбольные площадки. Его любимая игрушка — «Атлетико» (Медельин) — первый клуб Андреса Эскобара, в те годы вполне мог позволить себе привлекать крепких легионеров и удерживать сильнейших местных игроков от перехода в более богатые европейские клубы. Да и были ли тогда, в доолигархическишейховую эпоху, эти более богатые клубы?

В 1989 году Пабло Эскобар занял седьмое место в рейтинге самых богатых людей мира по версии «Форбс» с состоянием в 3 миллиарда долларов. Неудивительно, учитывая тот факт, что медельинский картель поставлял в Штаты до 80 тонн кокаина ежемесячно, ежедневно оперируя невероятными суммами в 60 миллионов долларов. Да что там, вот вам любопытная статья расходов картеля — в месяц закупалось резинок для перетягивания купюр на ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ. Вся эта финансовая мощь была направлена на то, чтобы превратить «Атлетико» в суперклуб (и хотя формально Пабло не имел к команде никакого отношения, все прекрасно понимали, кому на самом деле он принадлежит).

В том же восемьдесят девятом году «Атлетико» становится первой колумбийской командой, завоевавшей Кубок Либертадорес. О том, как был завоеван этот трофей, на континенте до сих пор ходят легенды. У аргентинского рефери Хуана Бавы, обслуживавшего домашний полуфинал «Атлетико» против «Данубио» в качестве бокового арбитра, остались такие воспоминания от того матча: «В день игры к нам в комнату ворвались пятеро вооруженных мужчин. Нам предложили по миллиону долларов каждому за гарантии победы «Атлетико» и угрожали огромными проблемами в случае отказа. Я был настолько напуган, что сказал Карлосу (главному арбитру), что если за 10 минут до конца матча счет останется ничейным, я сам выбегу на поле и затолкаю этот чертов мяч в ворота уругвайцев«. Бава зря переживал — уругвайцы сделали все за него, проиграв 0:6.

В финале колумбийцы по пенальти переиграли парагвайскую «Олимпию» а один из одиннадцатиметровых уверенно исполнил двадцатиоднолетний Андрес Эскобар. Южноамериканская пресса, откровенно недолюбливавшая новоявленных триумфаторов, была удивительно единодушна в восторженных оценках в адрес молодого игрока, окрестив его El Cabalero del Futbol — «футбольным джентльменом». Элегантный стоппер, на удивление корректный как для южноамериканского защитника, был образцом благородства и за пределами футбольного поля, каждое Рождество разъезжая на своей Хонде по Медельину и раздавая встречным детям пакеты с едой.

Завоевание трофея игроки «Атлетико» отметили на роскошной вилле Пабло Эскобара. Вообще, они были там частыми гостями, причем выполняя свою обычную работу: Эскобар любил устраивать поединки между своей командой и командой другого наркобарона — «Эль Мексикано» Родригеса. Ставки на такие матчи доходили до нескольких миллионов долларов, и поговаривают, что в команде «мексиканца» можно было увидеть Бурручагу, Каниджу и даже самого Марадону.

Влияние Пабло Эскобара на результаты матчей принимало все более и более уродливые формы. В 1990 году был застрелен судья Альваро Ортега, за несколько дней до этого посмевший отменить мяч «Атлетико» в ворота «Америки» из Кали, и тут уже робкие возмущенные отзывы стали доноситься из самой Колумбии.

«Футбол в этой стране превратился в грязное занятие, он полностью управляется картелями. Невозможно описать, насколько все прогнило» — неудивительно, что эта цитата принадлежит El Cabalero del Futbol.

Дела же национальной сборной шли просто превосходно. После удовлетворительного выступления на ЧМ-1990 последовал исторический отбор на следующий мировой форум. Андрес Эскобар пропустил большую часть поединков из-за травмы, но и без него у Колумбии было кому играть. Рене Игита, Карлос Вальдеррама, Адольфо Валенсия, Алексис Гарсия, Фаустино Асприлья, Фредди Ринкон и другие делали свое дело, и делали его безукоризненно. Победа 2:1 над Аргентиной 18 августа 1993 года выводила ее в фавориты на выход из группы с первого места, но и это не предвещало того, что произойдет в последнем матче группового турнира.

Колумбия приехала в Байрес с семью очками в пяти матчах. столько же было и у идущей на втором месте Аргентины. Победитель напрямую попадал на Мундиаль, вторая команда должна была бороться за путевку в плей-офф. Ничья устраивала колумбийцев из-за лучшей разницы забитых и пропущенных мячей.

Но та сборная Колумбии никогда не играла на ничью. Никогда.

Результат того матча, 5:0 в пользу Колумбии, стал одним из самых оглушительных нокаутов в истории мирового футбола. Андрес Эскобар с партнерами отправлялись на чемпионат Мира в качестве фаворитов турнира с совершенно феерическими показателями: одно поражение и два пропущенных мяча в двадцати пяти матчах.

Но в те дни все происходящее в Колумбии напоминало хождение по тонкому тросу, натянутому между двумя падающими небоскребами. Правительство США объявило Пабло Эскобару войну и колумбийская федерация наконец-то начала пытаться хоть как-то обелить репутацию футбола в своей стране. Именно по этой причине в США не поехал Игита, осмелившийся навестить Эскобара в тюрьме.

Охота американских спецслужб на одного из самых разыскиваемых преступников мира завершилась 2 декабря 1993 года, когда успевший совершить побег Эскобар был застрелен полицией и похоронен с розой «Атлетико». Справедливость восторжествовала? Наверное, да. Воцарился порядок? Однозначно нет, ведь в Медельине, да и во всей Колумбии тут же началась масштабная война за опустевший трон.

«Мы сможем добиться успеха на чемпионате только если полностью сосредоточимся на футболе», — говорил Андрес Эскобар в интервью колумбийскому ТВ. Будущее самого Андреса выглядело абсолютно безоблачным — после первенства мира его ожидала свадьба и переход в «Милан», что сделало бы его первым в истории колумбийским футболистом, подписавшим контракт с европейским грандом. Но сосредоточиться на футболе, увы, никак не удавалось, давление на сборную, ожидание от нее своими победами вновь объединить нацию, было слишком велико. «Мы попросту обделались от страха«,- вспоминал позже Фредди Ринкон.

В принципе, особых поводов для опасений не было: Колумбия попала в относительно легкую группу А с командами, на бумаге уступавшими ей по классу — Румынией, Швейцарией и хозяевами турнира. Но уже в первом матче сказалось нечеловеческое напряжение, сковывавшее Эскобара и партнеров по рукам и ногам. Колумбийцы выглядели предпочтительнее румын, но без конца транжирили свои моменты и в итоге уступили 1:3.

И после этого для них начался настоящий ад. В день матча перед глазами игроков, включивших телевизор в конференц-зала гостиницы, появился текст с угрозами. Ринкон вспоминал: «Многие из нас получили уведомления, что в случае поражения нам лучше не возвращаться в Колумбию».

Одно из сообщений было адресовано наставнику сборной, Франсиско Матуране: «Если ты поставишь в основу Габриэля Гомеса, мы взорвем твою семью в Медельине». Тренер решил не испытывать судьбу и непосредственно перед матчем объявил 34-летнему защитнику, что тот остается вне заявки.

«Мы выходили на поле с четким осознанием того, что в случае поражения кто-то из нас умрет»,- это уже слова Адольфо Валенсии. Ни одна команда не в силах справиться с таким прессом, а тем более южноамериканская, чья игра исторически зависит от настроения. Колумбийцы были обречены.

И вновь подавляющее преимущество команды в желто-синей форме, вновь вратарь соперников ловит все, что летит в его сторону… А на 35-ой минуте случился один из самых знаменитых и уж точно самый трагический момент в истории Мундиалей — Джон Харкс выполнил довольно безобидный прострел с левого фланга. На перехват мячу кинулся Эскобар, а дальше вы сами все прекрасно знаете.

«Даже если бы мы захотели, мы вряд ли смогли бы сыграть хуже. Что теперь? Теперь мы отправляемся домой».

Хотя у Эскобара были и другие альтернативы. Колумбийская радиостанция предлагала ему должность комментатора до конца первенства, полиция настойчиво рекомендовала ему проведать родственников в Вегасе. Иными словами, защитника умоляли не возвращаться домой, ведь его судьба была очевидна любому, мало-мальски осведомленному о положении в Колумбии. Но нет, футбольный джентльмен чувствовал себя не вправе прятаться.

Через неделю случилось то, что и должно было случиться.

По воспоминаниям очевидцев, публика в медельинском баре «Эль Индио» встретила Эскобара одобрительно. К его столику постоянно подходили люди, выражавшие Андресу свою поддержку и утешение. Слышались и саркастичные реплики, но в целом ничего не предвещало беды.

Ничего, до 03:30, когда один из любимейших футболистов Колумбии спустился на стоянку и направился к машине. К нему подошли четверо незнакомцев и принялись оскорблять защитника. Если кто-то из игроков той сборной и мог абстрагироваться от происходящего и спокойно уехать, то это только футбольный джентльмен.

Неясно, что заставило Эскобара вступить в перепалку и попытаться ответить на оскорбления — алкоголь в крови или непрерывный стресс… «Вы оскорбляете меня только потому, что вас четверо, а я один. Давайте поговорим по-мужски, один на один«. Через несколько секунд ночную тишину взорвали 12 выстрелов. Шесть пуль попало в Андреса Эскобара. Каждый раз, когда убийца — телохранитель наркобаронов братьев Гаюн Умберто Муньес — нажимал на курок, он кричал «Гооооооол».

Муньос был приговорен к 43 годам тюрьмы, но за хорошее поведение был выпущен на свободу спустя жалких одиннадцать лет. В Колумбии принято считать, что Андреса Эскобара убил футбол. Нет, это не так. Андреса Эскобара убила Колумбия.

«Жизнь на этом не заканчивается. Нужно продолжать двигаться вперед, и неважно, насколько это тяжело. У нас есть два выбора: позволить хаосу и насилию продолжить нас терроризировать или двигаться вперед. Все в наших руках».

Андрес Эскобар

 



Рейтинг записи: 12345


Читайте также

Подпишитесь на наши
страницы в соцсетях:
Или аккаунт Sportarena