Sportarena

Лучшая академия Италии – не у гранда. Все завидуют Аталанте

Юрий Шевченко 13 декабря, 9:33
648
Подписаться на блог
Лучшая академия Италии – не у гранда. Все завидуют Аталанте
Getty Images
Бергамаски вышли в 1/8 финала Лиги чемпионов, но думают о будущем.

В чемпионате Италии-2018/19 Аталанта стала третьей и впервые в истории вышла в Лигу чемпионов. Уже тогда президент клуба Антонио Перкасси признался, что тренер Джан Пьеро Гасперини перевыполнил план. ««Мы хотели не бороться за выживание, а обрести узнаваемый стиль игры и подтянуть к основе молодежь, на которой можно было бы заработать», – рассказывал Перкасси о назначении Гасперини летом 2016-го. Нижняя половина таблицы тогда была реалиями Аталанты – после выхода в Серию А в 2011-м команда ни разу не поднялась в первую десятку, финишируя 12-й, 15-й, 11-й, 17-й и 13-й.

Гасперини сходу сделал Аталанту четвертой. После этого бергамаски отступили на седьмое место, но пошумели в еврокубках – громили Эвертон (3:0, 5:1), дали бой дортмундской Боруссии в плей-офф Лиги Европы (2:3, 1:1). Следующий чемпионат Аталанта закончила третьей – выше Интера, Ромы, Лацио, Милана. В Кубке Италии команда дошла до финала, выбив Ювентус – 3:0.

Параллельно Джан Пьеро выполнял поставленную задачу – помогал молодым игрокам стать дороже. После его прихода клуб продал футболистов на более чем 150 миллионов евро: Андреа Петанью (Спал, 12 млн), Маттиа Кальдару (Ювентус, 15 млн), Джанлуку Манчини (Рома, 17 млн евро), Брайана Кристанте (Рома, 21 млн), Роберто Гальярдини (Интер, 22 млн), Андреа Конти (Милан, 24 млн), Франка Кессье (Милан, 28 млн), Алессандро Бастони (Интер, 31 млн).

Несколько дней назад бергамаски переписали историю – Аталанта начала групповой турнир Лиги чемпионов с трех поражений, но во втором круге взяла семь очков и вышла в плей-офф. Сейчас в первой команде не так много молодежи – участие в ЛЧ повлияло на трансферную политику, клуб подписал игроков с опытом. Но резервы есть – молодежная команда Аталанты в прошлом сезоне стала чемпионом Италии, в третий раз в истории, впервые за 21 год. И тоже вышла из группы в Юношеской лиге УЕФА. Правда, намного увереннее – с 13 очками.

***

Когда-то за примаверу Аталанты играл талантливый бомбардир. У парня были хорошие перспективы, но проблемы с воспитанием. На Торнео Вьяреджо (самый престижный молодежный турнир мира) юноша вспылил и в перерыве матча, который Аталанта проигрывала, послал тренера подальше. На второй тайм он не вышел, а вскоре был отчислен из Академии.

Звучит, как легенда, но легендарный глава молодежного сектора Аталанты Мино Фавини (занимал должность с начала 90-х по 2015-й) рассказывал, что так и было. «У нас есть четкие правила: воспитание, образование, уважение. В Аталанте это главное».

У нас – в тренировочном комплексе Дзингония, где молодежные команды базируются рядом с первой. В 60-х римский банкир Ренцо Дзингоне купил участок земли в 30 км от Милана и пообещал построить «маленький Нью-Йорк». Мужчина явно страдал манией величия – жилой комплекс он назвал в честь себя, Дзингония (такое же имя носила его дочь). Но проект провалился, и сын Дзингоне переформатировал его, сделав ставку на спорт. Он построил теннисный центр и четыре поля для футбола. В конце 70-х руководство Аталанты сделало подарок клубу в честь возвращения в Серию А – бергамаски переехали на новую базу.

В начале нулевых полей стало восемь, а президент Перкасси, вернувшись в клуб в 2010-м (ранее он занимал кресло с 1990 по 1994-й) продолжил развитие комплекса. За десять миллионов евро был построен центр исключительно для Академии: полсотни жилых помещений, оздоровительный центр, массажный кабинет, бассейны, спортзалы, офисы, конференц-комнаты, четыре поля. Говорят, приезжавшие на экскурсию тренеры из одного южного клуба, были в шоке от увиденного – у них нет таких условий даже для взрослой команды, которая претендует на чемпионский титул.

Впрочем, зависть вызывает не только современная инфраструктура. В куда боле скромной обстановке академия Аталанты открыла дорогу в большой футбол чемпионам мира 1982 года Гаэтано Ширеа и Антонио Кабрини, в ней занимались ставший легендой Милана Роберто Донадони, будущие игроки сборной Италии Риккардо Монтоливо и Джампаоло Паццини. «У нас лучшая школа в Италии и одна из лучших в мире», – не скромничает президент Перкасси.

В последних созывах бьющей рекорды сборной Италии – ни одного воспитанника Аталанты, но четыре бывших игрока (Джанлука Манчини, Леонардо Спинаццола, Брайан Кристанте, Джакомо Бонавентура) и вратарь Пьерлуиджи Голлини. Зато сразу двадцать ребят приглашены в молодежки – от U20 до U-17. В 2017-м только 43 из 303 футболистов академии были иностранцами.

Напрашивается сравнение со школой Аякса, но, по словам главы академии Стефано Бонаккорсо, оно не вполне справедливо. «Мы не растим звезд. Мы хотим воспитать просто хороших игроков, – говорит он. В Аяксе все заточено под 4-3-3, футболистов готовят к первой команде. У нас иначе. Мы никогда не говорим о формациях. 3-5-2, 4-3-3, 4-5-1 – это телефонные номера, это не про детский и юношеский футбол. Если у игрока нет техники, если нет базы, то его не встроить ни в какую схему. У наших парней нет позиции до 14 лет – они просто играют в футбол».

Того же мнения был и скончавшийся этой весной Фавини – cимвол Аталанты, воспитавший несколько поколений профессиональных футболистов (в его честь назвали академию). «Меня часто спрашивают, на что обращает внимание скаут молодежи? В первую очередь, на технику, затем на желание работать на команду. Уже потом – физические данные. Для ребят 11-13 лет техника – самое главное. Ну и воспитание. Хулиганы за нас не играют», – говорил он.

А еще крайне важен менталитет. «Англичане приезжают к нам и рассказывают, что дети не должны думать о победе. Наверное, поэтому Англия никогда не побеждает? – смеется Бонаккорсо. – Мы с ребятами не ездим на карнавалы и не едим мороженное. Мы учим их выигрывать. Что лучше: сыграть хорошо и проиграть или забить победный гол на 94 минуте? Футбол – игра, в игре нужно побеждать. Всегда».

Джан Пьеро Гасперини иначе смотреть на вещи: «Я предпочел бы выиграть 4:2, чем 2:0». Для него зрелищность имеет значение, но в академии Аталанты не принуждают равняться на тренера первой команды. «У нас есть общая идея о стиле игры, но каждый тренер свободен делать, что хочет. Мы не подгоняем команды под один шаблон», – говорит Бонаккорсо.

***
Новичок Серии А Лечче летом потратил на трансферы три миллиона евро. Содержание академии обходится Аталанте минимум в четыре миллиона в год. Руководство уверено, что вкладывает в будущее, и исходящие трансферы подтверждают – стратегия работает. Но Бонаккорсо говорит, что его не интересует бизнес: «Самое приятное – слышать, что наши мальчики хорошо себя зарекомендовали, ведут себя образцово, настоящие профессионалы. Для этого мы и работаем – воспитываем людей, а потом уже футболистов».



Рейтинг записи: 12345


Читайте также

Подпишитесь на наши
страницы в соцсетях:
Или аккаунт Sportarena